На фоне последних финансовых кризисов в развивающихся странах, в особенности мексиканский кризис 1994-1995 гг. и его «эффект текилы» в Латинской Америке и других странах и азиатский кризис 1997-1998 гг., распространившийся на Россию и Бразилию, появилась теория, что финансовые кризисы (как валютные, так и банковские) имеют тенденцию распространяться на другие страны как заразная болезнь. Однако с исторической точки зрения ничего нового здесь нет. В девятнадцатом веке и первой половине двадцатого мир пережил несколько международных финансовых кризисов, которые по силе не уступают и даже превосходят недавние потрясения.
До второй мировой войны разразились следующие крупные финансовые кризисы: 1825, 1837-38, 1847, 1857, 1866, 1873, 1890-93, 1907-1908, 1914, 1920-21 и 1929-33. В послевоенный период при Бреттон-Вудской валютной системе произошло несколько валютных кризисов, связанных с приверженностью стран к фиксированному курсу национальной валюты. Банковских кризисов было мало, и они не имели широкого экономического эффекта.
1825. Кризис 1825 года часто рассматривается как первый в истории международный финансовый кризис. Борьба за независимость стран Латинской Америки в начале 1820 годов привела к массивному притоку капитала из Великобритании для финансирования разработки золотых и серебряных рудников и государственного долга новых независимых республик. Это также привело к экспортному буму. Эти заморские события вкупе с бурным ростом высокотехнологических компаний индустриальной революции и увеличением денежной массы послевоенного периода привели к спекулятивной мании на Лондонской фондовой бирже. Растущий торговый дисбаланс и исчерпание золотых резервов Банка Англии вынудили Банк увеличить учетную ставку летом 1825 года. Крах фондового рынка в октябре спровоцировал декабрьскую банковскую панику, которая вскоре распространилась на континент. Банк Англии, более всего обеспокоенный собственными золотыми резервами, не предпринял никаких действий по прекращению паники, результатом чего явились массовые банкротства и последующая экономическая рецессия. Кризис распространился на Латинскую Америку, так как заморские кредиты не были пролонгированы, а сокращение инвестиций и экспорта уменьшило доходы бюджетов и вызвало дефолты по государственным долгам во всем регионе. Странам Латинской Америки понадобилось более трех десятилетий, чтобы реструктуризировать свои долги и возобновить приток иностранного капитала.
1836-1838. Этот кризис был преимущественно англо-американским делом. В 1836 году Банк Англии начал поднимать учетную ставку в ответ на сокращение международных золотых резервов, вызванное неурожаем кукурузы и оттока капитала в США, где был бум на рынке хлопковых плантаций. Последующий крах фондового рынка в декабре 1836 года распространился на Париж. Последствия для США были тяжелыми. Уменьшение кредитования хлопкового бизнеса в Новом Орлеане вылилось в банковскую панику, которая через корреспондентские отношения распространилась на Нью-Йорк. Широкомасштабная паника привела к сбою национальной платежно-расчетной системы, который продолжался почти год. Этот кризис распространялся через каналы рынка капитала и платежного механизма.
1847. Этот кризис был спровоцирован коллапсом спекулятивного бума на рынке акций железнодорожных компаний в Лондоне. Как и в предыдущих случаях торговый баланс Великобритании ухудшался, а Банк Англии ответил увеличением учетной ставки. Далее конец бума на рынке акций привел к банковскому кризису, который через международный кредитный рынок распространился на Германию и Голландию [Kindleberger, 1986].
1857. Этот кризис начался в Соединенных Штатах. Бум железнодорожных акций, подпитываемый открытыми в Калифорнии золотыми месторождениями и притоком британского капитала, прекратился в августе 1857 года. Это по уже известной схеме спровоцировало банковский кризис 1857 года с массовыми банкротствами. Осенью кризис распространился в Англию, а оттуда на континент с серьезной паникой в Гамбурге в декабре. В соответствии с Киндлбергером этот кризис ощущался также в Южной Америке, Южной Африке и Дальнем Востоке [Kindleberger, 1986].
1873. Кризис 1873 года рассматривается как крупный международный финансовый кризис. Предпосылкой для кризиса был кредитный бум в Латинской Америке, подпитываемый из Англии и с континента, и спекулятивный бум на рынке недвижимости в Германии и Австрии, подпитываемый выплатой французских репараций после Франко-Прусской войны. Австро-германский бум закончился крахом фондового рынка в Вене в мае. Фондовые рынке в Цюрихе и Амстердаме также обвалились. В США банковская паника началась после сильного падения акций на Нью-Йоркской фондовой бирже и банкротства Джей Кука, главного финансиста и президента Объединенной Тихоокеанской железной дороги. Из Германии в Америку кризис перекинулся из-за отказа германских банков пролонгировать кредиты. Так как американская и европейская экономика впали в фазу рецессии, экспорт стран Латинской Америки резко сократился, что привело к падению доходов государственных бюджетов и новой волне дефолтов в этой части света.
1890. Кризис ознаменовал окончание бума потока кредитного капитала из Англии и континента в Аргентину и Уругвай для финансирования строительства железных дорог и другой инфраструктуры. Большую часть этих кредитов получили аргентинские провинциальные банки, которые не были достаточно финансово устойчивыми. Кризис разразился после того, как крупный английский Банк Баринг (House of Baring) объявил себя неплатежеспособным 8 ноября 1890 года. Банк Англии предотвратил панику, путем санации Баринга за счет кредитов предоставленных Банком Франции и Российским центральным банком. После окончания кредитования Аргентины, Уругвая и Бразилии кризис распространился на Латинскую Америку.
1893. Кризисы в США и Австралии в 1893 году были связаны с кризисом Баринга и общей понижательной тенденцией на мировых товарных рынках. Обычно панику в США в 1893 году связывают с принятием Серебряного Пакта Шермана, который разрешал свободное ценообразование на рынке серебра. Инвесторы, ожидая, что после принятия этого пакта США отойдет от золотого стандарта, стали выводить капитал из страны. Сокращение денежного предложения и коллапс фондового рынка вызвал банковский кризис. Австралийскому кризису предшествовал бум на рынке недвижимости, который финансировался в основном за счет внутренних кредитов. Непосредственной причиной паники стали падающие цены на экспортные товары и закрытие трех крупных банков. Кризис был также усугублен изъятием британских депозитов.
1907. Кризис 1907 года имеет много признаков более ранних экономических кризисов, но по международному масштабу и жестокости он, вероятно, является сильнейшим за всю эру золотого стандарта. Этим кризисом было поражено 9 стран [Bordo, Murshid, 2000]. Спровоцирован он был Банком Англии, который в 1906 году поднял учетную ставку с 3.5% до 6% для пополнения своих золотых резервов. Это событие вызвало отток капиталов из США. Крах фондового рынка в Нью-Йорке произошел в начале 1907 года, деловая активность пошла на убыль. В октябре кризис ликвидности трастовых компаний распространился на коммерческие банки. Резкое сокращение объема денежной массы привело к подрыву национальной платежно-расчетной системы и затяжной экономической рецессии. Из США и Англии кризис распространился на Францию, Италию и ряд других государств.
1914. Начало Первой Мировой войны ознаменовалось сильным международным финансовым кризисом. Этот кризис, в отличие от других, не распространялся из центра на периферию, а начался практически одновременно в нескольких странах после того, как воюющие стороны стали ликвидировать иностранные активы. Это привело к краху на всех рынках, как товарных, так и денежных. Банковская паника в США, Великобритании и некоторых других странах была смягчена своевременными интервенциями центральных банков.
1920-1922. Послевоенная дефляция и рецессия связана с банковскими и валютными кризисами в нескольких странах (Дания, Италия, Финляндия, Нидерланды, Норвегия, США и Великобритания). В отличие от кризисов девятнадцатого века здесь не было четких каналов международного распространения.
1929-1933. Крах фондового рынка на Уолл Стрит в октябре 1929 года перешел в величайшую в истории всемирную депрессию. Спаду мирового производства 1929-33 гг. предшествовало падение товарных цен в развивающихся странах. Бум фондового рынка в США в 1928 году отвлек поток капиталов из Европы и Латинской Америки и спровоцировал несколько валютных кризисов в ряде стран (Австралия, Аргентина, Бразилия, Уругвай) в начале 1929 года [Kindleberger, 1986]. Крах на Уолл Стрит, ускоренный ужесточением монетарной политики Федеральной резервной системы был немедленно отражен в виде фондовых кризисов по всему миру. История международного распространения Великой Депрессии хорошо известна [Friedman and Schwartz, 1963]. Спад в США в 1929 году перешел в депрессию в 1930 и 1931 после того, как ФРС провалила несколько попыток предотвратить банковскую панику. Из-за последующего падения цен и мирового производства некоторые страны заемщики сначала отказались платить проценты по своим долгам, а затем объявили дефолты, что привело к прекращению международного кредитования в 1931 году. В это же время продолжающаяся в Соединенных Штатах депрессия и дефляция спровоцировала банковские и валютные кризисы в центральной Европе и отказ Великобритании от золотого стандарта. «Заражение» происходило через потоки золота, денежной массы и бегство капитала. Приверженность многих стран золотому стандарту сыграло роль «золотых кандалов», препятствуя монетарным властям увеличить предложение денег в экономике.